MEDIA ABOUT US

  • Home
  • PRESS CENTRE
  • Key points of Focus on Port panel discussion within the framework of the Ukrainian Transport Infrastructure Week

Key points of Focus on Port panel discussion within the framework of the Ukrainian Transport Infrastructure Week

Speeker: Nadia Kaznacheieva, Investment Director at UMG Investments, at Focus on Port panel discussion within the framework of the Ukrainian Transport Infrastructure Week.

14.04.2021

“We have launched a project to build a grain terminal in the Pivdennyi port with a total capacity of 9 million tons of grain per year. Capital investments in this project will amount to more than US $150 million, and we plan to finish its construction in 2-3 years,” Nadia Kaznacheieva, Investment Director at UMG Investments, said in her speech as part of the Focus on Port panel discussion within the framework of the Ukrainian Transport Infrastructure Week.

The panellists discussed the success of the first concessions, the timeframe for the next wave of concession projects, the timeframe and types of ports to be privatized, private-sector initiatives in ports — how to make full use of private-sector experience and knowledge and opportunities for further development of inland waterways with an emphasis on river transport, terminal and fleet modernization, and the contribution and role of international financial institutions — and the way MFIs support this sector.

 

Opening the discussion, the moderator — Senior Adviser at Kinstellar Daniel Bilak — stressed that, recently, ports have become a real driver of Ukraine’s economy. Forty percent of Ukrainian exports pass through ports, and they provide about 2% of GDP.

“We have witnessed major changes in the port sector. It used to have a significant corruption component. That is not to say that all issues have been solved, but the changes are significant. Ukraine has adopted a law on concessions, which transforms this sector. Ukraine can become a global logistics hub when it effectively combines ports with land transport,” he said.

 

The speech by Deputy Minister of Infrastructure Natalia Forsiuk was dedicated to the development of inland waterways in Ukraine and the implementation of the green agreement. In particular, she stressed that the Ministry aims to make inland water transport competitive with foreign transport by 2030. She said that, in 2019, the Dnieper River transported 11.9 million tons of cargo, and almost the same amount of traffic was achieved last year despite the pandemic. In the first quarter of 2021, the volume of river traffic increased by 56%. According to Forsiuk, only 20% of the potential river transportation in Ukraine is currently used due to restrictions, but the adoption of the Law On Inland Water Transport will open the door for negotiations with the EU and international financial institutions to attract investment in modernization. In general, Ukraine can increase the volume of river transport to 50 million tons a year. The Deputy Minister also expressed conviction that the financing of the modernization of transport infrastructure will be directed from the national budget, international financial organizations, and private investors.

 

Deputy Chairman of the State Property Fund Taras Yeleikosaid that, in the near future, three small commercial seaports — Ust-Dunaisk, Bilhorod-Dnistrovsky, and Skadovsk — will be privatized in Ukraine.

“These ports have many internal problems — overdue tax debts, among other things. In cooperation with the Ministry of Infrastructure, we are trying to transfer some facilities from ports to the USPA and vice versa so that each port is a separate integral property complex,” he said, adding that, in the Ust-Dunaisky and Bilhorod-Dnistrovsky ports, the transfer of assets between them and the USPA will take place this month. The auction for the sale of these ports will be announced in two months and, in the Skadovsk port, by the end of the year. “That is, it will be possible to purchase this port and manage it as a private asset with minimal additional conditions from the government. To some extent, the condition of these ports is operational, and this is a good opportunity for investors,” Deputy Chairman of the SPFU said.

 

Adviser to the EU Delegation to Ukraine, former Deputy Minister of Infrastructure for European Integration Viktor Dovhan stressed that Ukraine had a strategy for the development of seaports by 2038, and the government and parliament have previously decided to put 10 ports up for concession.

“As for the concession, we have two successful examples (Olvia and Kherson), but nothing has happened since then. In particular, the USPA did not prepare a decision on the port of Chornomorsk and actually issued an invitation to tender for the preparation of a feasibility study for the ferry three times, but nothing happened for various reasons, including changes in legislation. Recently, the Ministry decided to involve international financial institutions in the preparation of the feasibility study, which indicates a lack of competence on the part of the Ukrainian authorities,” Dovhan said. He added that private companies have already offered to work on feasibility studies in the ports of Mariupol and Izmail. “The government needs to work more actively and allow private investors to participate in the development of feasibility studies for ports,” he said.

Particularly, Dovhan took a look at the port of Berdiansk, recalling that the European Union and the European Commission provided assistance under the Azov Package to promote the development of the region, which borders Russia, in order to attract more investment.

“Together with USPA and the Ministry, we are working on a feasibility study for the port of Berdiansk. We are already in the final stage, and, speaking of the main risks, they are that, after the construction of the Kerch Bridge by Russia, the volume of maritime trade has decreased significantly. In addition, the time required to pass through the Kerch Strait increased, which led to increased logistics costs. But over the past three years, private operators have reduced the share of operations in the port from 100% to 20%, which once again proves that a government-owned company cannot provide the appropriate level of efficiency. A simple solution for the authorities is to give private initiatives the opportunity to work,” he said.

 

Jason Pellmar, Regional Manager at IFCin Belarus, Moldova, and Ukraine, stressed that, in the context of the green course, the development of river transport is extremely important and will unburden Ukrainian roads. He stressed that the World Bank Group acts in accordance with the “cascade principle,” i.e., should the private sector be unable to cope with the task, it is necessary to consider other options, including concessions, and public investment is the last stage given the limited resources in the state.

“Yet, this does not mean that the public sector can sit back and do nothing as a lot needs to be done. Take a look at the port fees in Ukraine. Ukraine has some of the world’s highest port fees. The government could reduce these tariffs, which would lead to an increase in maritime traffic and, accordingly, an increase in the National Budget revenues. Customs clearance in the country can also be improved and its efficiency increased,” the expert stressed.

 

MD HHLA International at HHLA Hamburger Hafen und Logistik AG Philip Sweens believes that, in recent years in Ukraine, there has been a more proactive approach and understanding of the fact that transport logistics is critical to the country’s development.

“I like the idea of concessions and wider involvement of the private sector in Ukrainian ports. There is great potential in the container market, and I would like to be sure that there is fair competition. We want Ukraine to become a logistics hub, and it can do it, but we need to work out a few things. First of all, administrative barriers: remove barriers to trade. Indeed, we invested in expanding the terminal to add two more tracks and waited a year and a half for permission. These processes have to be accelerated so that there is more interest for private business to invest in Ukrainian ports. In addition, it is necessary to create more convenient access to public infrastructure; 20% of containers that come to Odesa then go to Ukrzaliznytsia, and there is great potential for improvement, how to do it faster,” he said.

 

Nadiya Kaznacheieva, Investment Director at UMG Investments, said that 2020, despite all the turbulence, was very productive for the company, and, in 2021, the company plans to invest at the same rate.

“We are optimistic because we have a clear pipeline of projects and investment commitments, so our businesses feel confident. Infrastructure projects are also among them. Transport and infrastructure are my passion. Together with Viktor (Dovhan), we were at the start of the concession projects in ports. I am happy that this happened, and each of the speakers mentioned the success of these pilot projects. As private investors, we see that Ukraine has an updated legal framework for concessions and privatization of ports. There are also successful first pilots — Olvia and Kherson. The possibility of a private initiative to implement the concession is allowed by law, so I hope that such a process will be faster and more productive than the development by the government. Should all 10 government stevedores switch to concession tomorrow, it will be a great success for the country,” she said. “We already have the logistics company Portinvest in our portfolio. We have the expertise and ambition to invest. We also have cargo, so we are interested in the business of port terminals. We will participate in tenders of interest for us. This is regarding concessions.  The second focus is on private initiatives in ports. We have already launched the implementation of the project to build a grain terminal in the Pivdennyi port with a total capacity of 9 million tons of grain per year. The total capital investment in this project is more than US $150 million, and we plan to finish construction in 2-3 years. We expect the government and Ukrzaliznytsia will fulfil their part of the obligations to develop the relevant infrastructure — dredging and railway stations,” Nadia Kaznacheieva said.

Asked about the extent to which UMG Investments considers the Green Deal in its projects, she said,  “We are very active in investing in the recycling of waste and byproducts. ESG is an important topic for us, and we even have a separate portfolio company, Recycling Solutions, which, among other things, is engaged in the creation and development of businesses for the processing of industrial waste.”

 

Nibulon Deputy General Director for Cooperation with Authorities Mykhailo Rizak said that, in 2020, the company showed the best result in all years in terms of transportation by river. Currently, the technical capacity of Nibulon transshipment on the road is 6 million tons of cargo per year. According to him, Nibulon has invested heavily in infrastructure, building 12 sites on the Dnieper. Speaking about the development of river navigation, he stressed the importance of adapting the provisions of Directive 2003/96/EC in Ukraine, which provides for compensation to shipowners and farmers for the cost of excise duty on fuel.

“In all European countries with developed inland waterways, this excise tax has been abolished or reimbursed. This ensures the competitiveness of river transport compared to land transport,” he said, adding that it will save about US $300 per ton of fuel in river transport.

 

Ukraine is moving forward through PPPs and concessions to implement its ambitious National Transport Strategy, and today, the organizers of the Ukrainian Transport Infrastructure Week highlight the following among their achievements:

  • This year, the US $5.3 billion Major Construction Program is the largest road construction program in Ukraine’s history and will be modelled on PPP.
  • After the first successful seaport concessions last year, a program of subsequent port concessions and privatizations was developed.
  • The government plans to renovate or construct 16 regional airports, some of which will offer a concession to a private investor.
  • A number of large railway stations will be put up for concession, and the same model is offered for high-speed train networks.
  • IFIs are fully involved in this process, offering expert advice and allocating significant amounts of funding. Other expected innovative financing mechanisms include state-guaranteed infrastructure bonds and the Major Construction Program Fund.

СМИ о нас

  • Главная
  • Пресс-центр
  • Ключевые тезисы панельной дискуссии “Фокус на портах” в рамках Украинской недели транспортной инфраструктуры

Ключевые тезисы панельной дискуссии “Фокус на портах” в рамках Украинской недели транспортной инфраструктуры

Спикер: Надежда Казначеева, инвестиционный директор UMG Investments, на панельной дискуссии “Фокус на портах” в рамках Украинской недели транспортной инфраструктуры.

14.04.2021

«Мы начали реализацию проекта строительства зернового терминала в порту Южный общей мощностью 9 млн тонн зерна в год. Капитальные инвестиции в этот проект составят более $150 млн, и мы планируем построить его за 2-3 года», – Надежда Казначеева, Директор по инвестициям UMG Investments – спикер панельной дискуссии «Фокус на портах» в рамках Украинской недели транспортной инфраструктуры.

 Участники дискуссии обсудили успехи реализации первых концессий, временные рамки для следующей волны концессионных проектов, когда и какие порты будут переданы на приватизацию, инициативы частного сектора в портах – как в полной мере использовать опыт и знания частного сектора, а также возможности дальнейшего развития внутренних водных путей с акцентом на речной транспорт, терминалы и модернизацию флота, вклад и роль международных финансовых институтов – как МФИ поддерживают этот сектор.

 

Открывая дискуссию, ее модератор – старший советник Kinstellar Даниэль Билак подчеркнул, что в последнее время порты становятся настоящим драйвером экономики Украины. Через порты проходит 40 % украинского экспорта, и они обеспечивают около 2 % ВВП.

«Мы видели большие изменения в секторе портов, ранее он имел значительную коррупционную составляющую. Нельзя сказать, что проблемы все решены, но изменения значительны. В Украине был принят закон о концессии, который трансформирует этот сектор. Украина может стать глобальным логистическим хабом, если эффективно объединит порты с наземным транспортом», – считает он.

 

Выступление заместителя Министра инфраструктуры Натальи Форсюк был посвящен развитию внутренних водных путей в Украине и выполнению зеленого соглашения. В частности, она подчеркнула, что в Министерстве ставят целью, чтобы к 2030 году внутренний водный транспорт был конкурентоспособным по цене с иностранным транспортом. Она сообщила, что в 2019 году по реке Днепр было перевезено 11,9 млн тонн грузов и почти такой же объем перевозок был достигнут в прошлом году, несмотря на пандемию. В I квартале 2021 года объем речных перевозок увеличился на 56 %. По ее словам, сейчас потенциал речных перевозок в Украине использован лишь на 20 % из-за ограничений, но принятие закона «О внутреннем водном транспорте» откроет двери для переговоров с ЕС и международными финансовыми учреждениями для привлечения инвестиций в модернизацию. В целом Украина может увеличить объем перевозок речным транспортом до 50 млн тонн в год. Заместитель Министра также выразила уверенность, что финансирование модернизации транспортной инфраструктуры будет направлено из государственного бюджета, от международных финансовых организаций и частных инвесторов.

 

Заместитель председателя Фонда государственного имущества Тарас Елейко сообщил, что в ближайшее время в Украине будут приватизированы три небольшие морские торговые порты – Усть-Дунайский, Белгород-Днестровский и Скадовский.

«У этих портов много внутренних проблем – просроченные долги по налогам и прочее. Мы стараемся с Министерством инфраструктуры перевести некоторые объекты из портов в АМПУ и наоборот, чтобы каждый порт был отдельным целостно-имущественным комплексом», – сказал он, добавив, что в Усть-Дунайском и Белгород-Днестровском портах переход активов между ними и АМПУ произойдет уже в текущем месяце. Аукцион по продаже этих портов будет объявлен через два месяца, а по Скадовскому порту – до конца года. «То есть можно будет приобрести этот порт и управлять как частным активом с минимальными дополнительными условиями со стороны государства. В известной мере состояние этих портов рабочее и это хорошая возможность для инвестора», – подчеркнул заместитель председателя ФГИУ.

 

Советник делегации ЕС в Украине, экс-заместитель министра инфраструктуры по вопросам евроинтеграции Виктор Довгань акцентировал внимание, что в Украине есть стратегия развития морских портов на период до 2038 года, правительством и парламентом ранее было принято решение о выставлении 10 портов на концессию.

«Что касается концессии, – у нас есть два успешных примера (Ольвия и Херсон), но с тех пор ничего не происходит. В частности, АМПУ не подготовила решение относительно порта Черноморск и по сути три раза объявлялся тендер на подготовку технико-экономического обоснования паромной переправы, но ничего не произошло в силу разных причин, в том числе изменения законодательства. Недавно было принято решение министерства привлечь международные финансовые учреждения для подготовки ТЭО, что свидетельствует об отсутствии компетенции со стороны органов украинской государственной власти», – рассказал Довгань. Он также сообщил о том, что частные компании уже предложили сделать ТЭО в портах Мариуполя и Измаила. «Государству нужно более активно работать и позволять частным инвесторам принимать участие в разработке ТЭО портов», – подчеркнул он.

Отдельно господин Довгань остановился на порту Бердянск, напомнив, что Европейский союз и Европейская комиссия предоставляли свою помощь в рамках «Азовского пакета» для содействия развитию этого региона, который находится на границе с Россией, с целью привлечения большего количества инвестиций.

«Мы вместе с АМПУ и Министерством готовим ТЭО по порту Бердянск. Мы уже находимся на финальном этапе и, если говорить о главных рисках, то они заключаются в том, что после строительства Россией Керченского моста объемы морской торговли очень сильно снизились, кроме того увеличилось время прохождения через Керченский пролив, что привело к увеличению затрат на логистику. Но в течение последних трех лет частные операторы снизили долю операций в порту со 100 % до 20 %, что в очередной раз доказывает, что государственная компания не может обеспечить надлежащий уровень эффективности. Простое решение для власти – просто дать возможность частной инициативе работать», – убежден он.

 

Джейсон Пеллмар, руководитель регионального офиса Международной финансовой корпорации (IFC) в Украине, Беларуси и Молдове, подчеркнул, что в контексте зеленого курса развитие речных перевозок является крайне важным и позволит разгрузить украинские дороги. Он подчеркнул, что группа Всемирного банка действует в соответствии с «каскадным принципом», то есть в случае если частный сектор не в состоянии справиться с задачей, то необходимо переходить к рассмотрению других вариантов, в частности концессий, а государственные инвестиции – это уже последний этап, учитывая ограниченность ресурсов в государстве.

«Но это не значит, что государственному сектору можно сидеть сложа руки, надо много чего делать. Посмотрите на портовые сборы в Украине. В Украине одни из крупнейших в мире портовых сборов. Государство могло бы снизить эти тарифы, что привело бы к увеличению морского трафика и соответственно увеличению доходов в государственный бюджет. Таможенное оформление в стране тоже можно улучшить и увеличить его эффективность», – подчеркнул эксперт.

 

Управляющий директор HHLA International Филипп Свенс считает, что в последние годы в Украине наблюдается более проактивный подход и понимание того факта, что транспортная логистика является критической для развития страны.

«Мне нравится идея концессий и более широкого привлечения частного сектора в украинские порты. Есть большой потенциал рынка контейнеров, и мне бы хотелось быть уверенным, что происходит честная конкуренция. Мы хотим, чтобы Украина стала логистическим хабом, и она может это сделать, но надо отработать некоторые моменты. В первую очередь – административные барьеры, отменить препятствия для торговли. Да, мы инвестировали в расширение терминала, чтобы добавить еще две колеи, и полтора года ждали разрешения. Эти процессы надо ускорить, чтобы было больше заинтересованности у частного бизнеса инвестировать в украинские порты. Кроме того, нужно сделать более удобным доступ к публичной инфраструктуре – 20 % контейнеров, которые приходят в Одессу затем направляются на Укрзализныцю, и есть большим потенциалом для улучшения, как это сделать быстрее», – заявил он.

 

Директор по инвестициям UMG Investments Надежда Казначеева рассказала, что 2020 год, несмотря на всю турбулентность, был очень продуктивным для компании, и в 2021 году компания планирует инвестировать не меньше.

«Мы оптимисты, потому что у нас четкий пайплайн проектов и инвестиционных обязательств, поэтому наши бизнесы чувствуют себя уверенно. Инфраструктурные проекты также среди них. Транспорт и инфраструктура – это моя страсть. Вместе с Виктором (Довганем) мы были у истоков рождения концессионных проектов в портах. Я счастлива что это произошло, и каждый из спикеров отметил успехи этих пилотных проектов. Как частные инвесторы, мы видим, что в Украине есть обновленная законодательная база для концессии и приватизации портов. Также уже есть успешные первые пилоты – Ольвия и Херсон. Возможность частной инициативы реализации концессии предусмотрена законодательством, поэтому надеюсь, что такой процесс будет более быстрым и продуктивным, чем разработка государством. Если завтра все 10 государственных стивидоров пойдут на концессию, то это будет большой успех для страны», – убеждена она. «В нашем портфеле уже есть логистическая компания Портинвест. У нас есть экспертиза и амбиции инвестировать. Также есть грузы, поэтому нам интересен бизнес портовых терминалов. Мы будем участвовать в тендерах, которые нас заинтересуют. Это что касается концессий.  Второй фокус – частные инициативы в портах. Мы уже начали реализацию проекта строительства зернового терминала в порту Южный мощностью 9 млн тонн зерна в год. Общие капитальные инвестиции в этот проект составляют более 150 млн долл США, и мы планируем построить его за 2-3 года. Ожидаем, что правительство и Укрзализныця выполнят свою часть обязательств по развитию соответствующей инфраструктуры – дноуглубление и железнодорожные станции», – сказала Надежда Казначеева.

Отвечая на вопрос, насколько UMG Investments учитывает в своих проектах условия Green Deal, отметила:  «Мы очень активно инвестируем в переработку отходов и побочных продуктов. ESG – важная тема для нас, и у нас есть даже отдельная портфельная компания – Recycling Solutions, которая помимо прочего занимается созданием и развитием бизнесов по переработке индустриальных и промышленных отходов».

 

Заместитель генерального директора по взаимодействию с органами власти компании Нибулон Михаил Резак рассказал, что в 2020 году компания показала лучший результат за все годы, осуществляя транспортировку речным транспортом. Сейчас технические возможности Нибулона перевалки на рейде составляют 6 млн тонн грузов в год. По его словам, Нибулон инвестировал значительные средства в инфраструктуру, построив 12 площадок на Днепре. Говоря о развитии речного судоходства, он подчеркнул важность адаптации в Украине норм директивы 2003/96/ЕС, которая предусматривает компенсацию судовладельцам и аграриям стоимости акцизного сбора на топливо.

«Во всех европейских странах с развитыми внутренними речными перевозками этот акциз отменен или компенсируется. Это обеспечивает конкурентоспособность речного транспорта по сравнению с наземными видами транспорта», – подчеркнул он, добавив, что это позволит экономить при речных перевозках около 300 долларов на тонне топлива.

 

Украина продвигается вперед с помощью ГЧП и концессий для реализации своей амбициозной Национальной транспортной стратегии, на сегодняшний день организаторы Украинской недели транспортной инфраструктуры среди достижений выделяют следующие:

  • Программа «Большое строительство» на сумму 5,3 миллиарда долларов в этом году является крупнейшей программой дорожного строительства в истории Украины и будет осуществляться согласно модели ГЧП.
  • После первых успешных концессий морских портов в прошлом году была разработана программа следующих концессий и приватизаций в портах.
  • Правительство планирует реконструировать или построить 16 региональных аэропортов, в некоторых из них будет предложена концессия частному инвестору.
  • Ряд крупных железнодорожных станций будут выставляться на концессии, и такая же модель предлагается для сетей высокоскоростных поездов.

МФИ полностью вовлечены в этот процесс, предлагая экспертные консультации и выделяя значительные объемы финансирования. К другим ожидаемым инновационным механизмам финансирования относятся инфраструктурные облигации, гарантированные государством, и Фонд программы «Большое строительство».